Как устроена адаптация на новом месте работы

После поиска работы процесс привыкания к новой компании, команде и задачам — второй по уровню стресса. Чтобы облегчить его, современные работодатели используют специальные программы адаптации. Они призваны познакомить вас с целями компании, организационной структурой, командой, внутренними процессами и мягко погрузить в рабочие задачи.
Ирина Хоменко
Ирина Хоменко
карьерный консультант, руководитель HR-проектов

Программы адаптации (или онбординга, как ее еще называют) особенно характерны для IT-сферы, но постепенно получают всё большее распространение и в других современных компаниях, которые серьезно относятся к подбору и найму сотрудников. Разработкой таких программ занимается департамент HR, а в их осуществлении участвуют руководители всех подразделений и некоторые опытные коллеги, которые помогают новичкам адаптироваться на новом месте.

Так что, если вы заинтересованы в выборе комфортного места работы, поинтересуйтесь на собеседовании, есть ли в компании онбординг. Если есть — это признак хорошего работодателя. Вместо прямого вопроса можно задать наводящие вопросы:

  • Как обычно проходит первый рабочий день у новеньких?
  • Будет ли наставник, к которому можно обращаться с вопросами? Как часто у новичков проходят встречи с ментором?
  • Какие цели и задачи будут на период испытательного срока?

По ответам вы поймете, как организован процесс адаптации новичков в компании.

Зачем компаниям программы адаптации

«Да ну, это показуха! Работодателям всё равно, как мы себя чувствуем, лишь бы пахали», — скажут скептики. И будут неправы. Всё зависит от уровня работодателя. Иной раз после оформления в отделе кадров вас просто проводят к рабочему месту, а дальше во всем приходится разбираться самостоятельно или с помощью самых сердобольных коллег. А где-то в первый же день будет видно, что к вашему выходу готовились и рады вам.

Современные процессы управления персоналом строятся на понимании того, что людям должно быть комфортно и интересно работать в компании. Это экономически выгодно: если людям комфортно и интересно, они остаются в компании на долгие годы, а значит, рабочие процессы не будут страдать из-за частых увольнений и не придется тратить много средств на подбор новых сотрудников, поскольку поиск персонала для компаний — затратный процесс.

Поэтому продвинутые работодатели воспринимают первые месяцы работы новичка не только как испытательный срок, но и как задачу по адаптации. Потому что именно дискомфорт — наиболее частая причина увольнений в первые месяцы после устройства.

Не случайно программы адаптации особенно распространены в IT-сфере. Не секрет, что здесь идет настоящая война за таланты дефицитных IT-специалистов. С трудом заполучив профессионала, компания очень заинтересована в том, чтобы он не ушел с испытательного срока из-за сложностей и стресса, а быстро встроился в процесс и почувствовал себя комфортно.

Из чего складывается процесс адаптации

Адаптация или онбординг — процесс, который складывается из многих составляющих. Вот что рассказали про них Светлана Хомко, директор по персоналу компании AppFollow, и Ксения Степанова, руководитель направления корпоративной культуры и внутренних коммуникаций hh.ru.

1. Первый день

Важна забота о том, чтобы вы не растерялись и не чувствовали себя напряженно, выйдя на работу: вас встречают, провожают на рабочее место, где всё заранее подготовлено и настроено. Например, если это работа в офисе, то на вашем компьютере установлены программы и доступы к внутренним ресурсам, которые вам понадобятся, на столе разложены канцелярские предметы и ждет приятный сюрприз. Проводят первичный инструктаж и представляют коллегам.

Для вас уже составлен план занятий на первый день, а также план целей и задач на испытательный срок. Словом, вы не чувствуете себя брошенным и у вас возникает ощущение, что вас ждали.

«Наша команда всегда работает на удалёнке, с момента основания компании и по сей день, — рассказывает Светлана Хомко. — Мы автоматизировали этот процесс с помощью HR-платформы, к которой будущий сотрудник получает доступ ориентировочно за неделю до выхода в компанию. Там его ждет информация с подробным и структурным описанием того, что ему нужно подготовить к первому дню. Один из первых этапов знакомства с командой происходит в видео, где нового сотрудника приветствует команда. Ребята представляются, рассказывают, чем они занимаются в компании, по каким вопросам к ним можно обращаться, и выражают готовность помочь по возникающим вопросам. Обычно на одного новичка 7–9 сотрудников делают короткие видеоприветствия. Это производит благоприятное впечатление на новоприбывшего, и он чувствует себя нужным».

«В hh.ru целый ритуал приветствия новых сотрудников. Наш оффер — это целая презентация всех бизнес-направлений компании и преимуществ работы у нас. Начиная от приветственного видео с CEO и заканчивая подробным описанием бенефитов и видения бренда. В первый день новичок знакомится с командой, получает клевый welcome-pack и проходит экскурсию по офису».

2. Погружение в культуру, продукт, процессы и команду

В первые дни вас знакомят с основными внутренними правилами и традициями компании, ее устройством, объясняют ваши задачи. При правильной организации процесса это происходит не сумбурно, а системно: для вас уже подготовлены памятки и понятные наглядные инструкции.

«У нас на этом этапе новый сотрудник знакомится на онлайн-платформе с интерактивной информацией, где, помимо сухих справочных сведений, есть видеорассказ от основателей компании о том, как появился AppFollow, как развивалась компания, — объясняет Светлана. — Он изучает внутренние политики и описание корпоративной культуры, а также проходит тренинг по нашему продукту. На этом же этапе происходит личное знакомство с командой (в Zoom), с рабочими процессами».

«Мы создали рабочую среду на базе Teams, — говорит Ксения Степанова, — где можем эффективно взаимодействовать как удаленно, так и из офиса. Это гибридное рабочее пространство для создания инновационной коммуникации. Именно здесь новичок погружается в атмосферу компании благодаря другой разработке от Microsoft — New Employee Onboarding Hub». В ней отражено всё самое важное, с чем знакомится каждый новый сотрудник, чтобы понять цели компании и наши главные ценности».

3. Погружение в должность (роль)

Постепенно вас всё глубже погружают в задачи и рабочие процессы, объясняют всё, что непонятно. С вами регулярно встречается ваш руководитель, а иногда и наставник из числа коллег и HR-менеджер. При этом вам не только дают информацию и задания, но и интересуются вашими впечатлениями, с готовностью отвечают на ваши вопросы. Во многих компаниях для новичков разработаны готовые тренинги и программы обучения.

«Тут очень важен ментор, который отвечает за погружение, обычно это или тимлид, или кто-то другой из членов команды, — говорит Светлана. — В каких-то вещах новичку нужно будет разбираться и самому. Это осознанная часть нашего онбординга: важно, чтобы новые сотрудники проявляли инициативу и вовлекались во многие процессы самостоятельно и со своим свежим взглядом помогали нам вместе улучшать наши продукты, процессы, культуру».

«Новый коллега переходит в надежные руки ментора, с которым он будет плотно взаимодействовать в течение недели и чекать свои результаты на протяжении всего испытательного срока. По окончании трех месяцев ментор и команда отметят ключевые точки роста, предоставят результаты эффективности выполненных задач и дадут обратную связь».

Что делать, если вы оказались не в сказке

Не всем везет устроиться в компанию, где все описанные выше процессы уже выстроены. Как быть, если в компании новичков встречают по принципу «Вот твое рабочее место — дальше сам»? Придется взять ситуацию в свои руки.

В таком положении однажды оказалась Виктория, продакт-менеджер, когда присоединилась к команде IT-стартапа.

«В первый день мне рассказали про цели и задачи, показали структуру компании — и на этом всё. Но у меня уже был похожий неудачный опыт — когда я положилась на своего руководителя в вопросах адаптации, но за несколько месяцев так и не привыкла к новому месту. Поэтому я учла прошлые ошибки и составила себе план:

  • Знакомство с руководителями и ЛПР;
  • Структура, продукты, цели и миссия компании;
  • Аудит проекта, который достался мне от предшественника.

Первую неделю я сама настойчиво назначала встречи, знакомилась, записывала пожелания и предложения. Уже на второй неделе я обсудила с руководителем свои первоочередные задачи на три месяца.

Через месяц с даты выхода я почувствовала себя достаточно спокойно и уверенно».

Мы надеемся, эта статья поможет вам при выборе правильного работодателя, адаптации на новом рабочем месте и подготовит вас к принятию будущих условий работы. Пусть ваша адаптация будет легкой, осознанной и принесет пользу вам и бизнесу.